Словосочетание “дачная амнистия” довольно часто употребляется нашими гражданами, когда речь заходит о том, чтобы оформить загородный дом в собственность. С юридической точки зрения под дачной амнистией подразумевается законное гражданское право оформлять права на недвижимые объекты, которые имеются, по максимально упрощенной схеме. Главное условие – все объекты должны входить в положения государственной программы, которая была введена в 2006 году (закон № 93-ФЗ). Такая упрощенная система выгодна и гражданам, которые затрачивают на процесс оформления минимум денежных средств и усилий, и государству, которое за короткий срок получает сотни тысяч новоиспеченных налогоплательщиков.
Какие объекты попадают под влияние государственной программы?
Объекты, которые попадают под влияние программы:
- Участки земли, которые передавались гражданам с целью:
- индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
- ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
- осуществления дачного хозяйства, огородничества и садоводства;
- строительства индивидуальных гаражных построек.
- Объекты, расположенные на земельных участках в виде:
- индивидуальных жилых домов;
- иных построек, для которых не требуется получение разрешения на их постройку (гараж, баня, сараи, беседка и т.д.).
Главный фактор, который дает гражданам право воспользоваться упрощенной схемой оформления собственности, это факт предоставления земельного надела до 30 октября 2001 года.
Государством установлены четкие сроки окончания действия программы “упрощенки”:
– для собственников жилых домов – 1 марта 2018 года,
– для дачников – 1 января 2020 года.
Как оформить дом в СНТ в собственность по дачной амнистии?
Для оформления дома в СНТ в собственность владельцу земельного участка необходимо подготовить пакет документов. Так как объект приватизируется по упрощенному порядку, то и документов собирать придется меньше. Для государственной регистрации права на дом в 2018 году подготавливаются следующие документы:
- паспорт заявителя;
- технический паспорт на недвижимый объект или декларация о нем;
- документ, устанавливающий право на земельный участок (акт гос. органов , выписки из книги хозяйства и др.);
- кадастровый земельный план;
- кадастровый паспорт жилой постройки;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Важно: какое бы право ни было указано при предоставлении земли, гражданину он передается в собственность безвозмездно. Право собственности на участок, которое имеет подтверждение, будет являться основанием регистрации созданных на нем строений.
На участке, который предоставлялся для садоводства и огородничества, разрешено строить жилое строение, а не дом. Главное отличие строения от жилого дома в том, что в нем можно проживать лишь сезонно и без прописки. При этом на участке в обязательном порядке должны вестись огородные работы.
На объект недвижимого имущества, расположенный на участке, должна быть декларация, которая фиксирует факт его создания. Чтобы создать такую декларацию необходимо внести в специальный бланк, который был разработан государством в 2006 году, информацию касательно дома с его характеристиками и сведений о правообладателе. В декларации несколько страниц, заполняется она лично заявителем с его подписью. Составляется документ в двух экземплярах. Найти бланк декларации можно на сайте Росреестра и заполнить либо электронно, либо распечатать на бумаге.
Как оформить дом в садоводстве, и как правильно заполнить декларацию, написано на этом же сайте. Для ее заполнения нужны данные в виде:
- документа, подтверждающего право на землю;
- разрешения на осуществление строительства;
- характеристик дома и построек хоз. назначения;
- паспортных данных заявителя, ИНН, СНИЛСа.
Когда все документы подготовлены, правообладатель должен обратиться в государственный орган для регистрации права собственности. Весь процесс занимает 30 дней с момента подачи бумаг, после чего гражданину выдается свидетельство о праве собственности.
Как оформить дом на участке ИЖС в 2018 году?
На участках, которые выдавались под индивидуальное жилищное строительство, можно возводить жилой дом, имеющий не более 3-х этажей и предназначающийся для постоянного проживания в нем людей.
Пошаговая инструкция по оформлению дома в собственность несложная. Первостепенно владелец нового дома должен обратиться в БТИ, чтобы получить там технический паспорт постройки и его план. Техническую документацию составляют сотрудники Бюро технической инвентаризации после выезда на объект, его осмотра и проведения всех замеров.
После этого строение ставится на кадастровый учет и получается соответствующая справка.
Далее в органах местного самоуправления – администрации правообладатель получает по заявлению индивидуальный почтовый адрес.
После получения кадастрового паспорта хозяин может обращаться за разрешением ввести дом в деревне в эксплуатацию. Этот документ выдается в том же месте, где и получалось разрешение на строительство в течение 10 дней.
Заключительным этапом является регистрация собственности на постройку с последующим внесением сведений в ЕГРП.
Как оформить документы на дачный дом?
Оформить дом на участке ИЖС до 1 марта 2018 года можно по дачной амнистии. В этом случае документов собирать придется намного меньше, так же как и времени уйдет на это немного.
Для регистрации жилого строения в местный орган Росреестра предоставляются следующие документы:
- Бумага, подтверждающая право владения земельным участком.
- Кадастровый паспорт, подтверждающий наличие построенного жилого здания. Если ранее объект не регистрировался, то сначала следует обратиться в БТИ, чтобы кадастровые инженеры составили и разработали план.
Также получить документ можно через портал Госуслуг или официальный сайт Росреестра, оставив там заявку. Через 10 дней на указанный почтовый адрес заказным документом будет выслан готовый план.
- Квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины. Оплатить ее можно в любом финансово-кредитном учреждении.
После сбора всех бумаг через МФЦ или Росреестр правообладатель может оформить право собственности и получить соответствующие документы на дачный дом.
Заняться приватизацией лучше до 1 марта 2018 года, в противном случае при регистрации придется предоставлять дополнительно документы о вводе здания в эксплуатацию и другие бумаги, отчего срок процедуры увеличится.